Владимир ФЕФЕЛОВ: «Имущественный налог для ИП в Темрюке снижен в 7 раз!..» - Новости Темрюкского района

Новости Темрюкского района » Интервью

Владимир ФЕФЕЛОВ: «Имущественный налог для ИП в Темрюке снижен в 7 раз!..»

Дата: 10-11-2017

На сентябрьской сессии депутатов Совета Темрюкского городского поселения было принято решение о снижении ставки местного налога на коммерческую недвижимость для ИП (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) с 1% до 0,3%. Факт общего уменьшения данного налога с первоначальных в январе 2% до упомянутых конечных 0,3% является, по мнению автора этих строк, самым значимым событием нынешнего года в общественно-экономической жизни нашего города. Однако для абсолютного большинства местных жителей эта важная страница летописи Темрюка была перевёрнута совершенно незамечено, и такое несправедливое обстоятельство является поводом подробно об этом рассказать.

В этой связи мы беседуем с членом городской экспертной комиссии, созданной для дачи оценки обращениям местных предпринимателей по вопросу налогообложения на коммерческую недвижимость, помощником депутата Государственной Думы Дмитрия Пирога, депутатом районного Совета, председателем районного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владимиром ФЕФЕЛОВЫМ.

 

 

- Владимир Александрович, наш разговор я хочу начать с откровенного ликбеза на предмет сегодняшней темы: расскажите, что с чего началось во всей этой «налоговой истории», и какие основополагающие составляющие лежат в её основе?

- Первое и самое важное обстоятельство: начиная с этого года, для ИП введён новый налог – на коммерческую недвижимость, – который будет оставаться в бюджете поселения, где он был собран, и эти деньги, поступления которых начнутся со следующего года за год нынешний, станут дополнительным доходом в казну поселения (в случае, касаемо нашего разговора, это – бюджет Темрюкского городского поселения).

Второе: ставку этого налога определяет местный (поселенческий, а не районный) представительный орган – Совет депутатов, и её (ставки) процент, согласно федеральному законодательству, не может быть выше 2-ух. В прошлом году городские депутаты приняли на 2017-ый год именно такую ставку – 2%. Думаю, в таком решении они руководствовались вполне понятной логикой – максимально пополнить местную казну изначально незапланированными средствами, которых при ставке в 2%, по примерным расчётам, должно было по итогам текущего года поступить в 2018-ом в размере порядка 24-ёх млн. рублей при годовом бюджете поселения на 2017-ый год в 311 млн. А это, как понятно, – дополнительные, например, элементы благоустройства города: дороги, тротуары, уличные фонари, лавочки, детские площадки, дворы многоквартирных домов и т.д. и т.п., либо решение каких-то социальных вопросов.

Третье: каким бы не был процент ставки, он, в виде налога, исчисляется от кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая (оценка) пока, как показала практика, далека от объективной. В теории существует 3 типа оценки недвижимости: затратная (рассчитывается по факту реальных затрат на строительство здания и ввод его в эксплуатацию), остаточная (затратная, но с учётом фактического износа) и рыночная (сравнительная по аналогичным объектам с уже обозначенной рыночной стоимостью). И если первые 2 оценки имеют под собой формулы расчета, то рыночная, она же максимальная, – самый уязвимый с точки зрения объективности вариант. У последнего есть свой «плюс» – скорость, с которой можно оценить максимальное количество объектов (оценивать по первым двум вариантам все объекты даже одного нашего города было бы невероятно долго), но и очевидный «минус» – частые и достаточно большие отклонения от реальной рыночной стоимости.

- Давайте подытожим описанную Вами ситуацию на начало этого года: под вступившее в силу новое законодательство кадастровой службой произведена обязательная переоценка объектов коммерческой недвижимости, что было сделано на основании малопонятного субъективного критерия, и с сумм этих оценок в Темрюке индивидуальные предприниматели должны были платить 2% налогов – я правильно Вас понял?

- Кроме одного: я не могу с уверенностью сказать о причинах кадастровой переоценки – под этот ли закон она сделана, или это – совпадение. Просто давайте зафиксируем факт – в конце прошлого года такая, безусловно, требующая корректировки оценка, была произведена. Однако, хочу подчеркнуть: процентную ставку налога от кадастровой стоимости (в определённых рамках в 2%) федеральный законодатель отдал на откуп не Администрациям поселений, а местным депутатам, чьим решением должен быть нивелирован возможный перекос в кадастровой стоимости. По-моему, это очень логично. 

- Зафиксировали… Как дальше развивались события?

- Когда информация о 2-ухпроцентной ставке распространилась в городской предпринимательской среде, многие ужаснулась – предстоящие налоги были настолько для большинства собственников «неподъёмными», что ставили под сомнение ведение их бизнеса в принципе. Поэтому по настоянию актива городских предпринимателей депутаты в конце первого полугодия данную ставку снизили до 1%. Это, конечно, вдвое облегчило налоговое бремя по недвижимости, но, как оказалось, в целом проблему не решило.

В этой связи в августе главе Темрюка и председателю горсовета предпринимателями было подано обращениеза подписью более 150 человек о рассмотрении снижения данной налоговой ставки до 0,3%. По факту этого обращения решением городского Совета и была создана экспертная комиссия, в состав которой вошли: представители городской Администрации, районные и городские депутаты и несколько предпринимателей-активистов. Цель работы этой комиссии заключалась в том, чтобы сделать анализ сложившейся ситуации и дать оценку обоснованности расчётов городского бизнес-сообщества в сторону уменьшения ставки налога.

- Сколько у комиссии ушло времени на то, чтобы дать такую оценку, и чем её (комиссии) члены руководствовались, чтобы не «наступить на грабли» кадастровиков в смысле субъективности?

- Вся наша работа длилась около 2-ух месяцев. За это время состоялись более 10 встреч с предпринимателями, 2 заседания экспертной комиссии и 2 заседания Совета городских депутатов. В рамках работы в предпринимательском сообществе мы изучали опыт других поселений края: их бюджет, его соотношение с численностью населения, уровни кадастровой стоимости недвижимости, ставок налога и т.д. Кроме  того, мы изучили всю нормативную базу, обращались за экспертной оценкой некоторых документов к специалистам из Администрации района, Законодательного собрания края и краевой Общественной палаты. Нами были сделаны расчёты экономических показателей городских предприятий различных сфер на предмет возможности платить новый налог без приближения к «точке невозврата» в их экономической деятельности. На заседаниях экспертной комиссии эти данные нами были доведены до всех наших коллег.

В результате всей этой работы сложилась объективная, по моему мнению, картина, из которой следовало, что на сегодняшний день процентная ставка имущественного налога в 1% для абсолютного большинства местных ИП будет непосильной, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Что, в этой связи, предложила ваша комиссия?

- Она приняла решение о возможности снижения ставки до 0,5% от кадастровой стоимости вместо действующей в 1%, что не удовлетворило предпринимательское сообщество, которое оставило свою просьбу к депутатам города без изменений – 0,3%.  Ипоселенческие депутаты, приняв во внимание все наши доводы, посчитали, что пока не произошёл новый, более объективный перерасчёт кадастровой стоимости объектов (который должен её снизить, что правительство РФ обещает произвести в 2018-ом году), можно остановиться и на цифре в 0,3%, что и было узаконено на их сессии в сентябре.

- Получается, что первая ставка в 2%, с которой начался 2017-ый год, в конечном итоге снизилась почти в 7 раз?

- Именно так. Размер налогового бремени на предпринимателей города в связи с применением налога на имущество по факту снижен в 7 раз.

- Здорово!.. Однако поэтапная хронология изложенных Вами событий наталкивает на мысль, что в будущем 2018-ом году, когда ИП будут оплачивать имущественный налог на коммерческую недвижимость за год нынешний, то получат совершенно другие квитанции, а именно со сложным расчётом: за 1-ое полугодие – со ставкой в 2%, за 3-ий квартал – с 1%, и лишь 4-ый квартал – с узаконенными в сентябре 0,3%...

- Нет, такого не будет. Городские депутаты, принимавшие решение о снижении ставки налога, оформили его не как самостоятельное решение сессии, датированное сентябрём, а «внесением изменений в решение сессии» прошлого года, на которой была принята изначальная ставка в 2%, что де-юре «распространяется на правоотношения, возникшие с 1-го января 2017-го года». Поэтому в начале будущего года ставка расчёта налога за год нынешний будет 0,3% за весь календарный период.

- Владимир Александрович, у меня есть подозрение, что найдётся достаточно граждан, не являющихся предпринимателями, недовольных принятым решением снизить налог, о котором мы сегодня говорим. Ведь, проведя несложные расчёты, очевидно, что вместо прогнозируемых 24 млн. рублей, должных было поступить в городской бюджет, теперь поступит в 7 раз меньше, то есть, казна недосчитается более 20 млн. рублей, изначально возможных «бонусных» к бюджету. А это, как Вы сказали выше, – дороги, тротуары… и т.д. и т.п.

- Считать стоит не убытки, а прибыли. При принятии таких важных решений необходимо внимательно оценивать риски, которые могут повлиять не только на теоретическое улучшение ситуации, но и на ухудшение существующей. А по факту дело обстоит так: у предпринимателя есть 2 очевидных и законных пути для покрытия нового налога: оптимизация расходов, а это – увольнение сотрудников, снижение роста зарплат и т.д., или – рост доходов: увеличение стоимости услуг, ставки аренды торговых площадей, наценки товаров и т.д. А, как показали расчёты нашей комиссии, мы, жители города, почувствовали бы на себе последствия этих 2-ух путей: от первого – рост безработицы, и снижение отчислений в бюджет поселения и с заработных плат – НДФЛ, а от второго – повышение цен, инфляцию и, как следствие, социальную напряжённость, особенно среди незащищённых слоёв населения. Тут уж – не до новых тротуаров и фонарей с лавочками… Другими словами: с одной стороны – недопоступление в городской бюджет части средств (около 7% от общего бюджета), которые в нём изначально статьёй дохода и прописаны-то не были, и, значит, никто на них и не рассчитывал, а с другой – социально-экономическая стабильность для подавляющего числа жителей поселения! Вот и выбирайте!

- В завершение разговора я хочу спросить Вас не как члена городской экспертной комиссии по вопросу имущественного налога для ИП, а как депутата районного Совета: мы сегодня подробно поговорили о Темрюке, а какое положение дел в данном вопросе в сельских поселениях нашего муниципалитета?

- Везде местными (поселенческими) Советами депутатов приняты такие же, как и в городе, решения о процентной ставке для данного налога. Их значения – от 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости объекта коммерческой недвижимости.

- Владимир Александрович, спасибо за такие подробные и понятные разъяснения!

- Спасибо, что пригласили!.. В конце нашей беседы я, если позволите, хотел бы сказать несколько слов об ещё одном аспекте обсуждённого нами вопроса, который (аспект), на мой взгляд, можно считать знаковым. Я являюсь членом нескольких экспертных Советов, рабочих групп, комитетов при федеральных, краевых и муниципальных органах власти, я принимал участие в процедурах обсуждения федеральных и краевых законов, правительственных нормативных актов, муниципальных распоряжений, а потому не понаслышке знаю, о следующем: решение вопроса о снижении ставки налога от момента обращения предпринимателей до голосования депутатов прошло на высоком профессиональном уровне. Очевидно, что законодатели именно так и задумывали реализацию применения нового налога на местах: предприниматели, эксперты, местные депутаты и сотрудники Администрации вместе выстроили правильную процедуру, вместе прошли все её этапы и вместе приняли решение, которое, с одной стороны, увеличит бюджет поселения, а с другой, сохранит стабильность в предпринимательском сообществе и не позволит снизиться инвестиционной привлекательности Темрюка. Каждый на своём месте сделал своё дело, и, я уверен, что на благо нашего города!

Беседовал Дмитрий ДОВГАЛЬ

Просмотров: 200

Комментарии

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Имя
Эл. почта
Текст комментария
Введите код с картинки:
картинка

© www.rche.ru