Владимир ГРЕСС: «Тамань приняла меня с любовью!..» - Новости Темрюкского района

Новости Темрюкского района » Гость без галстука

Владимир ГРЕСС: «Тамань приняла меня с любовью!..»

Дата: 16-7-2014

Уважаемые читатели!

Мы продолжаем нашу рубрику, в рамках которой встречаемся с яркими и интересными людьми нашего города и района и обсуждаем с ними их профессиональную деятельность и позволительные факты из личной жизни. И сегодня гость «ТАМАНСКОГО ВЕСТНИКА» – художник, член Общественных Советов при главе Администрации Темрюкского района и местного ОМВД, учредитель нашей газеты Владимир Алексеевич ГРЕСС.

(Напоминаем, что ко всем нашим гостям этой рубрики мы обращаемся без отчества.)

 

- Владимир, Вы, насколько я знаю, в Темрюке живёте не так давно, а отсюда и мой первый вопрос: откуда Вы родом?

- Родился я 1958 году в городе Бугуруслане Оренбургской области.

Детство, юношество и молодость провели там же? 

- Да.

- Чем эти периоды жизни для Вас памятны?

- Школьные годы с жизненной высоты были для меня, как, думаю, и для большинства людей, одной из самых прекрасных и беззаботный пор, хотя в седьмом классе я получил перелом позвоночника, и год был прикован к больничной постели. Кстати, это неприятное обстоятельство, наравне с моим увлечением с детства лепить и мечтами стать скульптором, сыграло определённую роль в выборе моей будущей профессии.

Вы, в определённом смысле, предвосхитили мой следующий вопрос: под чьим влиянием (если таковое имело место) Вы решил заниматься изоискусством профессионально? Может, в семье были художники, или хотя бы кто-то занимался каким-либо творчеством на уровне не самодеятельности?

- Мои родители были нефтяниками и не возымели на меня ничего подобного. Однако в родном городе судьба свела меня с замечательным школьным учителем рисования ЛЕВАНОВСКИМ Валерием Николаевичем, который впоследствии стал известным детским писателем и поэтом, членом Союза Писателей России, автором множества прекрасных детских книг и стихов. Этот разносторонне талантливый человек и вызвал впервые во мне интерес к искусству.

Вы получали какое-то специальное профильное образование?

- А как же! В 1973-м году я поступил в Бугурусланское педагогическое училище на художественно-графическое отделение, где, кстати, лишь впервые взял в руки кисть.

- Так поздно?!! Я как-то представлял себе, что если у человека есть какой-то талант, то он проявляется чуть ли ни с детского сада…

- Такие случаи – единичны. Талант, зачастую, как гласит расхожая фраза: в человеке скрыт. В моём случае он раскрылся в 15-тилетнем возрасте, и я считаю, что это совершенно нормально. Нередко это случается гораздо позже. Вот Вы, например, я знаю, в журналистику пришли, когда Вам было вообще за 30. И если уж мы заговорили на эту тему, то я считаю, что абсолютное большинство людей не знают, на что они способны (в хорошем смысле слова). Зачастую, чтобы открыть в себе то, чем наградил Бог, нужен какой-то толчок, что не со всеми случается. Чаще всего – это признание извне. Помните, как у братьев Вайнеров в «Визите к минотавру» один персонаж говорил: «В мои 42 года вдруг выяснилось, что картинки, которые я рисовал всю свою жизнь ради забавы, оказывается, жутко нравятся детям! И вот теперь я (бывший и токарь, и слесарь, и рабочий на стройке) – художник по оформлению детских книг и раскрасок!»

- Очень интересная философия. Это, так надо понимать, Вы к тому, что человек должен быть всё время в определённом жизненном поиске?

- Безусловно! Без этого, на мой взгляд, жизнь превращается в невероятную серость.

- Владимир, как я нередко говорю своим интервьюерам: «Давайте спустимся на землю». Расскажите, пожалуйста, как и где начался Ваш трудовой путь?

- После окончания училища в 1977-м я устроился в нашу местную школу преподавателем рисования и проработал там год.Затем женился и переехал жить в посёлок Саракташ всё той же Оренбургской области, где трудоустроился в районную художественную мастерскую. Там должность главного художника я с удовольствием совмещал с педагогической деятельностью в художественной школе, которая состояла при Оренбургском художественном училище.

- Я знаю, что в это время Вы активно участвовали в разного рода и уровня выставках…

- По крайней мере, старался – ведь это, кроме всего прочего, были годы молодости, а соответственно, максимализма… В 1978 году я написал дипломную работу – живописный триптих «Пробуждение» – и принял участие на Всесоюзной выставке в Москве. А в 1979 году меня пригласили на такое же мероприятие, которое проходило уже в Киеве. В 1981-ом издательство «Просвещение» опубликовало часть моих художественных произведений в альбоме «Школа, учитель, искусство». Кроме того, меня постоянно приглашали выставляться в городских, районных и областных выставках, а неоднократно – и персональных.

- Продолжая выставочную тему, позволю себе немного забежать вперёд (где мы будем говорить о Вашей общественной деятельности в Темрюкском районе): я знаю, что Вы начинали заниматься организациями выставок как раз в тот Ваш жизненный период…

- Да, это, действительно, так. Я был инициатором и организатором открытия Саракташского  Районного выставочного зала. Должен признать, что это послужило настоящему сплочению всей творческой интеллигенции района. Даже более того: тот выставочный зал стал одним из центров художественной жизни не только района, но и всей области! У нас экспонировались выставки Областного Музея изобразительного искусства, областные выставки, персональные выставки заслуженных и народных художников России, известных не только в стране, но и за ее пределами.

- У Вас всё так неплохо складывалось в Оренбуржье… Почему решили переехать, и почему именно в Темрюк? 

- Наверное, потому что, как мы говорили выше, человек должен быть всё время в определённом жизненном поиске (улыбается). В 1994-ом году судьба свела меня с уникальным человеком – священником, протоиереем Николаем Евгеньевичем СТРЕМСКИМ, который приехал к нам на Оренбургскую землю возрождать храм, а впоследствии создал там уникальный даже по общероссийским меркам Храмовый комплекс и обитель милосердия. Кроме этого, он известен всей стране тем, что усыновил из детдомов более семидесяти детей, что привело к созданию самой большой семьи России. И вот когда Отец Николай для оздоровления своей огромной семьи задумал построить дом на берегу Азовского моря, то предложил и мне переехать на Тамань. Я, памятуя обстоятельство того, что предки мои были выходцами с Тамани, согласился, практически, сразу, и в 2010-ом году наша семья обосновалась Темрюкском районе.

- И как приняла Вас обетованная таманская Земля?

- Вы знаете: с любовью! Кроме того, меня, как художника, просто поражает огромный творческий потенциал жителей района. Я здесь, на такой небольшой по численности Тамани, познакомился с множеством очень интересных творческих людей: и художников, и писателей, и поэтов! И я не имею в виду лишь личностей уж совсем известных, таких как Виктор Михайлович ЖОРНИК – член союза писателей России, поэт всероссийского уровня, или писатель Артур Григорьевич УДОВИЧЕНКО.

- В этой связи у Вас и родилась идея создать Таманский творческий союз «Троя»?

- Этот факт, конечно, был определяющим. В 2013 году я, Виктор Жорник и местный художник Виктор Павлович АКИМОВ решили создать эту общественную организацию и стали её учредителями. Основная цель «Трои»: объединить вот ту многочисленную творческую интеллигенцию нашего района, о которой я говорил только что.

- Чем этот союз интересен и полезен с практической точки зрения?

- В рамках своей деятельности «Троя» уже стала организатором и участником множества районных художественных и фото выставок и творческих встреч как в Темрюке, так и в станицах района, и эти наши достижения, как мы видим изнутри, имеют положительную тенденцию развития. Так вот, когда есть подобный союз, то это обстоятельство во многом упрощает любые бюрократические и организационные вопросы.

- Владимир, Вы являетесь автором двух шикарных портретных галерей, ставшими, не побоюсь высокопарности, достопримечательностями нашего города: в зданиях районной Администрации и ОМВД. Как родились и предварялись в жизнь такие масштабные идеи?

- Однажды я в составе делегации Общественного совета при главе района посетил музей нашего МВД, и мне захотелось внести в него свою лепту. Я предложил написать несколько (два-три) портрета в дар этому музею, и как-то естественным образом это сотрудничество переросло в огромную работу по созданию целой портретной галереи начальников местной милиции, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Сотрудники районной Администрации, увидев один из портретов, предложили поучаствовать в их идее в увековечении всех руководителей района, начиная с дореволюционных времен. Работа над этим проектом в Администрации уже шла несколько лет, и мне предложено было поучаствовать в финальной части этой увлекательнейшей работы. Портретная галерея в главном здании района – это плод труда множества людей, а вклад в него Ивана Николаевича ВАСИЛЕВСКОГО переоценить невозможно. Вообще я безмерно благодарен за то, что меня, на тот момент ещё никому неизвестного в Темрюке художника, пригласили во всём этом поучаствовать.

- А как родилась идея с передвижными выставками, и что за это время удалось сделать?

- Идея эта не нова – вспомните хотя бы известных художников «передвижников». Ведь наша работа, равно как и любого творческого человека, это выражение своих эмоций, своего мироощущения, философского анализа окружающего мира и, наконец, формирование эстетического и духовного мира человека. От этого мы, в свою очередь, черпаем вдохновенье. И для всего этого необходимо непосредственное, живое общение людей с искусством, а нам – с людьми. И когда ты выставляешься в одном месте, то становишься доступен лишь для очень определённого круга ценителей прекрасного. А раз не все могут посетить выставку, в таком случае выставка должна «идти в народ»… Передвижные выставки, хочу отметить, всегда с удовольствием принимаются любым населением.

Что же касается того, что нам удалось уже сделать, то за период с марта 2013-го года по сей день в районе было проведено 24 выставки изобразительного искусства, фотовыставки и выставки детского творчества различных жанров и направлений.

- По какому принципу выбираются места для проведения подобных мероприятий?

- Прежде всего, по принципу понимания теми или иными руководителями важности таких выставок для жителей поселения или целевой аудитории. Ведь есть такие должностные работники, которые в силу своих амбиций и/или элементарной не компетенции считают, что всё это «от лукавого», т.е. никому не нужно и неинтересно. Но я не хочу сейчас о таких персонах говорить. Гораздо интереснее вспомнить людей, которые с огромным интересом идут нам на встречу.

- Назовите несколько имён.

- С большим удовольствием! Прежде всего, это директор ДК посёлка Новотаманского МЯГКАЯ Наталья Александровна, председатель новотаманского Совета ветеранов ХАНСКИЙ Станислав Сергеевич и общественник КЕМИШИС Станислав Станиславович, а также директор школы № 20 посёлка Красного Октября ВАСИЛЬЕВА Лидия Борисовна. Кроме того, мы нашли понимание с директором темрюкской школы № 2 ВЕЛИЧКО Ларисой Васильевной, где в ближайшее время планируем провести очередную выставку.

- Насколько я знаю, с 20-й школой у Вас вообще сложились какие-то особые отношения. С чего бы вдруг?

- Да потому что и школа-то сама, особенная! И её директор, и преподавательский состав, и, как следствие, сами ученики! Знаете, есть такое современное понятие: светлоауровый (-ая, -ое). Так вот это – об этой школе! Я не буду сейчас подробно вдаваться в те многочисленные детали, по причинам которых у меня сложилось такое отношение к этому учебному заведению, потому что это может послужить поводом для отдельной большой статьи в газету, но именно поэтому я и мои коллеги так охотно и активно сотрудничаем с 20-й школой. А выражается это сотрудничество в том, что буквально за прошедший учебный год мы провели там 6 выставок совершенно разной направленности и несколько творческих встреч с тамошней детворой. Ну а планов на перспективу – еще больше: очень интересных и глобальных, но это предмет, опять же, отдельного разговора.

Раз уж мы заговорили о детях, то расскажите о детском творчестве, которое творческий союз «Троя» и Вы лично результативно поддерживаете и даже патронируете?

- Детское творчество в выставочной деятельности нашего союза является одним из главных (если не самым главном) направлением. Без воспитания детей и передачи им всего наследия нашей Истории и Культуры существует опасность для общества потерять целые поколения. Работа с детьми ведется по очень разным направлениям. Это: общие выставки детского творчества, выставки живописи, фотографий и творческие встречи художников и писателей в школах, а также уроки мужества, которые мы проводим совместно с музеем при ОМВД и ветеранами войны и МВД.

- То есть, не только развиваете детские способности, но и воспитываете граждан и патриотов…

- Именно так. Причём, я надеюсь, в Ваших словах нет никакого пафоса или иронии.

- Да Вы что?.. Я наоборот восхищаюсь тем, что Вы и ваш союз «Троя» совместно с ветеранами войны и милиции делаете! Ведь такой работой в таком масштабе у нас в районе не занимается больше никто…

- Спасибо на добром слове. И в большей степени Ваши слова должно отнести к организатору комнаты-музея при нашем районном ОМВД, ветерану МВД Николаю Яковлевичу КАУНЕВУ. Именно он, с присущими ему энтузиазмом и неуёмной энергией (несмотря на свой преклонный возраст), полон разных замечательных идей и задумок, и мы вместе стараемся претворять эти проекты в жизнь. Пользуясь случаем, хочу и его лично, и всех ветеранов войны и МВД, и членов общественного Совета при ОМВД поблагодарить за их очень нужную общественную работу, направленную на воспитание подрастающего поколения!

- Владимир, я знаю, что у Вас есть мечта, которая при всей своей масштабности – весьма и весьма реальна, но в то же время её воплощение в жизнь почему-то буксует. Я имею в виду Районный выставочный зал.

- Это, действительно, больная тема. Ведь в ней, как, наверное, ни в чём, существует несоизмеримо мизерное соотношение затрат к результату. Наличие такой отдельной структуры в культуре, как выставочный зал, дает возможность официально приглашать и экспонировать выставки не только районные, но и краевые, общероссийские и даже международные, а также привлекать к сотрудничеству любые творческие организации и музеи самых высоких уровней! Вы только представьте себе на улице афиши или растяжки над дорогами: «С такого-то по такое-то числа в Темрюкском Районном выставочном зале будет проходить выставка экспонатов Эрмитажа». Или Третьяковской галереи…

- Неужели это всё возможно?

- При наличии соблюдения определённых условий – абсолютно. Конечно, это не будут произведения самой первой величины, но, поверьте, то, что есть в запасниках таких заведений, и что они готовы давать в качестве экспонатов для провинциальных выставочных залов, это – шедевры! Причём музеи сами готовы транспортировать свои реликвии к местам на специальных автомобилях. Ведь для них это те же передвижные выставки – они хотят, чтобы люди всё это видели. Потому что музейщики, поверьте, – это особые люди: самоотверженные, преданные искусству, целью которых является не только сохранить реликвии, но и показать их обществу.

- И что для этого нужно?

- Всего лишь приспособленное помещение площадью не менее 120 квадратных метров, которое, разумеется, должно находиться в более или менее удобном для населения месте. Оно должно быть теплым и сухим, и основное – охраняемым. А главное, что эта структура должна быть государственной. Пока такого помещения на некоммерческой основе нам, энтузиастам этого дела, найти не удалось.

- Владимир, начался ли какой-то процесс творческого сотрудничества с коллегами из Крыма?

- Да. Мы уже получили приглашение в сентябре посетить Керчь, где, надеемся, разработать конкретный план совместной работы. К слову сказать, хотелось бы в рамках сотрудничества показать нашему зрителю художников и скульпторов Крыма, но тут, опять же, всё упирается в выставочный зал, а точнее – в его отсутствие.

- В финальной части нашего разговора – традиционно вопросы личного характера. Расскажите для начала о своей семье.

- Я давно и счастливо женат и считаю семью главной ценностью в жизни. Моя жена Лариса Борисовна – домохозяйка. У меня – трое детей. Двое (от первого брака) – уже взрослые: сын Алексей, кстати, тоже художник, живёт в Оренбурге, а старшая дочь Татьяна – в Америке. Младшая дочь Валерия – ученица 9-го класса 2-ой школы.

- У Вас есть хобби и увлечения.

- Люблю путешествовать.

Какие фильмы любите смотреть?

- Жанрово нравятся самые разные фильмы, но чтобы обязательно качественные с художественной точки зрения. А самая любимая картина – «Калина красная».

Что читать предпочитаете? Кто любимый писатель?

- Я очень люблю литературу, наверное, ещё и по тому, что у меня друзей в писательской среде, пожалуй, больше, чем художников. А любимый классик – Чехов.

- С кем-то из художников первой российской величины знакомы? Может, учились вместе?

- Основную часть жизни я прожил в Оренбургской области и могу сказать без преувеличения, что Оренбургская школа живописи – одна из лучших в России, и, соответственно, многие художники этой школы оставили неизгладимый след в моей душе. Со многими из них я дружил и дружу. Особо дорожу дружбой с Народным художником России, известным в стране и за рубежом, Николаем Павловичем ЕРЫШЕВЫМ (кстати, уроженцем Краснодарского края).

- Владимир, спасибо Вам за это интервью, и, хочу, кроме очередных творческих успехов, пожелать Вам и, в Вашем лице, всему нашему Темрюкскому району, чтобы сбылась Ваша мечта, и Районный выставочный зал всё-таки был открыт!

- Спасибо! Я думаю, что сам по себе путь к этой мечте будет плодотворным и оставит после себя позитивный и незабываемый след.

Беседовал Дмитрий ДОВГАЛЬ

Просмотров: 503

Комментарии

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Имя
Эл. почта
Текст комментария
Введите код с картинки:
картинка

© www.rche.ru